Кунцево

Понимание поймы

Кунцевчане защищают водоохранные зоны Москвы-реки от опасной застройки

Водоохранную зону вошедших в состав Кунцева территорий западного Подмосковья хотят застроить высотками и элитными дачами. Жители Кунцева встали на защиту чистой воды, свежего воздуха и уникальных исторических мест.

Эта территория площадью 37 кв. км была присоединена к Кунцеву в 2011 году. Она тянется вдоль берегов Москвы-реки от Звенигорода до Мякининской поймы и на карте выглядит как резьба или кружево: участки земли огибают населенные пункты. В состав Кунцева вошли в том числе Рублево-Архангельское, Рублево-Успенское и Мякининская пойма. Это так называемые эксклавы, то есть фрагменты, полностью окруженные Подмосковьем. В них никто не прописан и не живет. В советское время здесь было запрещено строительство, и берега оставались нетронутыми. Но к моменту присоединения к Кунцеву в 2012 году многие здешние земли уже находились в частной собственности. В 2016 году был утвержден первый проект массовой застройки в Рублево-Архангельском. А в 2017 году прошли публичные слушания по застройке Мякининской поймы и трех частных участков в селе Козино, что в Рублево-Успенском.

Где закон? А нету!

По словам жительницы поселка Рублево Татьяны Максимовой, цитирующей поныне действующее постановление СНК РСФСР № 355 от 23 мая 1941 г. и современные санитарные правила, берега Москвы-реки на всем протяжении от Звенигорода до Мякинина находятся в зоне второго пояса санитарной охраны Рублевской и Западной станций водоподготовки. Максимова утверждает: «Второй пояс предполагает жесткие ограничения на строительство, сброс сточных вод, производства. Чтобы эти ограничения работали, прибрежные полосы, зоны санитарной охраны и зоны подтопления и затопления должны быть отражены на публичной кадастровой карте. Это диктуют водный и градостроительный кодекс. Иначе они становятся невидимыми для всех, в том числе и для застройщиков».

Однако границы упомянутых зон Новой Москвы не обозначены ни в кадастре, ни в градостроительных документах. Это значит, что не прописаны и ограничения для этих конкретных территорий. При том что соседние участки берега оформлены правильно. Но они относятся к Подмосковью.

Виктория Григорьева, жительница поселка академиков РАН Мозжинка, рассказывает: «У нас десятки ответов от всевозможных инстанций – мол, ограничения должны появиться в кадастре. Однако ответственные ведомства не выполняют свою работу. Внесение в кадастр затягивается, а на публичные слушания тем временем выносятся проекты застройки. В проекте Козино фигурируют 15-метровые «дачные» дома для жены губернатора Подмосковья. Если бы ограничения внесли в документы, как полагается, такой проект и не появился бы».

Потерянные берега

Первая попытка узаконить строительство в водоохранной зоне – изменение назначения земель близ села Козино с сельскохозяйственного на индивидуальное жилищное строительство. Публичные слушания состоялись в декабре. Если проект утвердят, впереди нас ждет массовая застройка заповедных берегов Москвы-реки. Жители не сдаются и готовят судебные иски. Их на слушаниях поддержал председатель совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории культуры Евгений Соседов.

 Евгений Соседов, глава подмосковного ВООПИиК, о застройке берегов Москвы-реки:

«До сих пор заповедные земли к западу от Москвы оставались нетронутыми. Живописные пейзажи Козинской горки хорошо знакомы многим москвичам с детства. Это места, богатые археологическими памятниками. Здесь жил и работал Михаил Пришвин и другие великие наши соотечественники. За эту землю сражались советские солдаты, и именно в Ершовском был последний рубеж, дальше которого фашистские войска не прошли. Местные жители бережно хранят память о боях, добиваются сохранения уникального уголка. Их стараниями разработан проект природно-исторического парка «Московия», который «повис в воздухе» из-за планов строительства».

Сохранить западную защиту

Сразу после новогодних каникул в Кунцеве прошли публичные слушания по проекту планировки Мякининской поймы, представленному Группой компаний ПИК. Она намерена строить тут стандартные 30-этажные панельки. Маркетологи ПИКа обещают укрепить берега, а дома подключить к московской канализации. Все мероприятия по защите питьевой воды отданы на откуп застройщику, потому что в кадастре отсутствуют зоны с особыми условиями использования территории. Жители уверены, что отсутствие контроля и жестких ограничений ставит под угрозу чистоту реки. В Красногорске уже есть многоквартирные дома без подключения к центральной канализации.

«С запада в Москву приходит свежий воздух и чистая вода. Это легкие Москвы. «Массовая застройка изменит зону ветров, истощит водоносный горизонт, – говорит Виктория Григорьева из Мозжинки. – Мы оспариваем результаты публичных слушаний».

Жители Кунцева собрали более 2500 подписей против строительства в водоохранных зонах. В противовес горожанам район наводнили некие сборщики подписей «за благоустройство в Мякининской пойме». Многие жители попались на их удочку. Они подписались «за», не понимая, что голосуют за застройку поймы панельными высотками.

Чем помочь?

Против предложенных проектов выступил кунцевский Совет депутатов. Впереди – череда публичных слушаний по застройке других участков кунцевского эксклава. Муниципальный депутат Алексей Алексеев напоминает: «С советских времен в прибрежной полосе Москвы-реки сдерживалось любое строительство. Власти не должны нарушать законодательство». Он призывает жителей объединиться и помогать активистам.

 Присоединяйтесь к защитникам Москвы-реки с помощью сайта zastroyke.net.ru и сайта депутатов Кунцева kuncevo.online. Если хотите помочь или задать вопрос, пишите: rublevo.msk@gmail.com.

 

Ирина Денгили

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *