Благорасстройство в парке

В конце декабря мэрия отчиталась, что посетителей в парках столицы стало больше почти в пять раз: 46 млн в 2017 году против 10 млн в 2010 году. Получается, москвичи ногами голосуют за благоустройство? Но как расценивать череду громких скандалов, неизменно сопровождающих в последние годы изменения городских рекреационных зон? Какие претензии у москвичей?

В свое время огромный успех имела реконструкция Парка Горького. И с тех пор мэрия везде пытается его повторить, автоматически перенося единые стандарты благоустройства на совершенно разные территории, будь то историческая усадьба или природный парк. Мнением жителей она при этом привычно не интересуется.

Только в 2017 году на создание и благоустройство столичных парков было выделено 50 млрд рублей. Это почти в 1,5 раза больше, чем бюджет городов-миллионников Новосибирска и Екатеринбурга, в 7 раз больше бюджета Рязани. Даже траты на программу «Моя улица», из-за которой минувшим летом перекопали весь центр, оказались ниже.

Здесь была поляна

Природно-исторический парк «Кузьминки-Люблино» – единственный лесопарк в экологически неблагополучном Юго-Восточном округе Москвы. Активное благоустройство здесь началось несколько лет назад и продолжается по сей день. Местная жительница Татьяна Губина рассказывает: «Десять лет назад парк был правда очень запущенным, под каждым кустом валялись мешки с мусором, повсюду сидели шашлычники, и никто не убирал за собой. Когда тут начали наводить порядок и появились урны для раздельного сбора мусора, мы сначала обрадовались. Но сейчас уже перебор. От парка скоро ничего не останется, везде асфальт, кафе, какие-то постройки». Татьяна показывает на огромную заасфальтированную аллею в центре парка: «Здесь была красивая зеленая поляна, летом мы с внучкой валялись на травке. А теперь в жаркую погоду все раскаляется, и нет ни одной живой души. Для кого это делали?» А верх абсурда – замена в парке естественной зелени на искусственные газоны.

В декабре 2017 года жители юго-востока обратились в Прокуратуру Москвы по поводу «Кузьминок». В заявлении написали, что работы наносят ущерб уникальной биосистеме парка и содержат признаки нецелевого расходования более 100 миллионов рублей из бюджета.

По данным московских экологических активистов, на природной карте Москвы – 77 «горячих точек»

Усадьба без скалодрома

Воронцовский парк – уникальный памятник садово-паркового искусства и архитектуры. В минувшем году его едва не превратили в зону развлечений. Проект предусматривал скалодром, волейбольную площадку, футбольное поле, каток, велотрассу с препятствиями, торговые палатки, рекламные конструкции, велопарковки, мост-кольцо, водопровод и канализацию. Очевидно, что это все изуродовало бы исторический облик парка до неузнаваемости – как, впрочем, территории многих других московских усадеб. Но жители четырех районов Москвы объединились в движение «Оборона Воронцовского парка» и его отстояли. 23 ноября 2017 года контракт на разработку проектно-сметной документации комплексного благоустройства и озеленения территории Воронцовского парка был расторгнут.

На вопросы нашего корреспондента отвечает Евгений Соседов, зампред Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории:

«Нарушают ли власти своим благоустройством закон?»

«Безусловно. По закону на территории объектов культурного наследия возможна лишь реставрация».

«Вообще ничего нового нельзя?»

«Очень бережно. Вмешательство возможно, только если проект согласован с органами охраны памятников. Будь то прокладка дорожно-тропиночной сети или постройка павильонов. И проект должны разрабатывать специалисты по охране культурного наследия, а не укладчики асфальта. Но сейчас эти требования игнорируются. Власти делают вид, что в исторических парках можно делать все, что и в любых других. Так же игнорируется закон об особо охраняемых природных территориях».

«Чем, с вашей точки зрения, плох шаблон? Ведь Парк Горького оказался удобным и приобрел популярность».

«Единообразное благоустройство уничтожает историю города, его уникальный облик. Парки, а особенно исторические, – это практически единственное, что дошло из прошлого в первозданном виде, без перестроек и масштабных изменений».

Как отстояли Воронцовский парк

Важна оперативность, говорят активисты. Они нашли конкурс на разработку проекта благоустройства Воронцовского парка уже через несколько дней после его появления на сайте госзакупок. Для привлечения сторонников распространяли информацию о благоустройстве по районным группам, создали в Facebook группу «Оборона Воронцовского парка». В ней выкладывали шаблоны обращений в органы власти. На Change.org была опубликована петиция за сохранение парка, ее подписали 15 тысяч человек. «Текст петиции мы постарались сделать максимально конструктивным», – поясняет Ольга Сидельникова, один из координаторов протеста. Она полагает, что на руку защитникам сыграли грядущие в марте президентские выборы. Из-за них власти показывают, что прислушиваются к голосу народа.

Успейте защитить. Советы активистов

  1. Следите за планами властей. Мониторьте сайты управ и префектур, старайтесь отслеживать тендеры на сайте госзакупок.
  2. Создайте и поддерживайте свой канал информирования жителей района. Это может быть газета, сайт, группы в соцсетях.
  3. Не обойтись без хорошего организатора и четкого плана действий. Важно собрать команду и распределить обязанности: одни составляют петицию, другие распространяют информацию, третьи составляют шаблоны обращений к власти

Петр Иванов, социолог города, директор фонда «Городские проекты»:

«К сожалению, в департаменте ЖКХ и благоустройства, который и занимается благоустройством парков, не понимают, как ухаживать за остатками городской флоры, не разбираются в том, как строительство влияет на экосистему города, и просто штампуют однотипные проекты, которые позволяют упростить управление. По районным паркам экспертов вообще не привлекают, для них просто масштабируют стандартный проект – «аналог Парка Горького». Вдобавок не будем забывать, что однотипные проекты рассчитаны на одних и тех же поставщиков оборудования и подрядчиков. Есть ли здесь коррупция? Сложно сказать, не исследуя каждый отдельный случай, но преференции для некоторых компаний явно присутствуют».

 

Евгений Рожков

РубрикиБез рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *